Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 11.06.2014 N 705 "На приказ управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 09.04.2014 N 105 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "осуществление контроля иных объектов недвижимости"



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 июня 2014 г. № 705

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.04.2014 № 105 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ"

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Управление) на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело правовую и антикоррупционную экспертизы приказа управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 09.04.2014 № 105 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие приказа управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 09.04.2014 № 105 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" (далее - Приказ). Текст данного нормативного правового акта опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 10.04.2014 № 1619.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные определение сроков и последовательности административных процедур и административных действий при осуществлении полномочий управления государственного строительного надзора Тамбовской области по контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, что в соответствии с подпунктом "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Приказа относится к компетенции управления государственного строительного надзора Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется федеральными законами от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции 28.12.2013 № 414-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ), от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 12.03.2014 № 33-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (в редакции от 16.01.2007 № 14), от 27.10.2005 № 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (в редакции от 16.01.2007 № 14), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство.
Согласно части 1 постановления главы администрации Тамбовской области от 16.12.2013 № 340 "О передаче функций по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории области инспекции государственного строительного надзора области" с 01.02.2014 функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории области осуществляются управлением государственного строительного надзора Тамбовской области.
Таким образом, Приказ принят во исполнение действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 96), выявлены отдельные коррупциогенные факторы.
1. Согласно подпункту 3.2.6 пункта 3.2 раздела 3 административного регламента "осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости", утвержденного экспертируемым Приказом (далее - Административный регламент), непредставление в установленный срок отчетности является основанием для проведения внеплановой проверки деятельности застройщика. Частью 11 Федерального закона № 214-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований для проведения внеплановой проверки, при этом непредоставление отчетности в указанный перечень не включено, кроме того, частью 15 Федерального закона № 214-ФЗ закреплено право контролирующего органа обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если задержано представление отчетности.
Таким образом, подпункт 3.2.6 пункта 3.2 раздела 3 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, предусмотренный подпунктом "в" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 (далее - Методика), - выборочное изменение объема прав, и заключается в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц).
2. Разделом 5 Административного регламента закреплены положения по досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) Управления государственного строительного надзора Тамбовской области, а также его должностных лиц. При этом, в разделе 5 Административного регламента отсутствует срок, в течении которого должна быть рассмотрена жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц, исполняющих государственную функцию.
Таким образом, раздел 5 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, неопределенность сроков принятия решения органами государственной власти (их должностными лицами), что на основании подпункта "а" пункта 3 Методики является коррупциогенным фактором - широта дискреционных полномочий.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенные факторы.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не установлено.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники, однако текст содержит нарушения юридико-технического характера, а именно: в пункте 5.3 Раздела 5 Административного регламента речь идет о случаях, когда ответ на жалобу не дается, при этом абзацем 5 указанного пункта закреплен срок уведомления о причинах отказа в рассмотрении жалобы.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просьба сообщить в адрес Управления.

Начальник
А.В.Турецких


------------------------------------------------------------------