Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 30.04.2014 N 595 "На Устав "



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. № 595

НА УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
18.10.1996 № 79-З, ОТ 31.01.1997 № 87-З, ОТ 24.10.1997 N
135-З, ОТ 14.04.1998 № 8-З, ОТ 28.11.2000 № 143, ОТ
27.02.2002 № 6-З, ОТ 01.11.2002 № 64-З, ОТ 27.03.2003 N
102-З, ОТ 30.05.2003 № 124-З, ОТ 27.06.2003 № 133-З, ОТ
30.01.2004 № 192-З, ОТ 20.05.2005 № 320-З, ОТ 26.12.2005 N
2-З, ОТ 31.03.2006 № 14-З, ОТ 20.07.2006 № 64-З, ОТ
03.05.2007 № 181-З, ОТ 27.12.2007 № 328-З, ОТ 05.06.2008 N
375-З, ОТ 01.12.2008 № 472-З, ОТ 31.03.2009 № 509-З, ОТ
02.10.2009 № 562-З, ОТ 31.12.2009 № 602-З, ОТ 16.03.2010 N
625-З, ОТ 31.05.2010 № 652-З, ОТ 08.11.2010 № 696-З, ОТ
25.07.2011 № 39-З, ОТ 29.11.2011 № 83-З, ОТ 06.04.2012 N
125-З, ОТ 04.07.2012 № 163-З, ОТ 29.01.2013 № 235-З, ОТ
23.07.2013 № 299-З, ОТ 07.11.2013 № 326-З, ОТ 06.03.2014 N
379-З)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело повторную правовую экспертизу Устава (Основного закона) Тамбовской области Российской Федерации (в редакции законов Тамбовской области от 18.10.1996 № 79-З, от 31.01.1997 № 87-З, от 24.10.1997 № 135-З, от 14.04.1998 № 8-З, от 28.11.2000 № 143, от 27.02.2002 № 6-З, от 01.11.2002 № 64-З, от 27.03.2003 № 102-З, от 30.05.2003 № 124-З, от 27.06.2003 № 133-З, от 30.01.2004 № 192-З, от 20.05.2005 № 320-З, от 26.12.2005 № 2-З, от 31.03.2006 № 14-З, от 20.07.2006 № 64-З, от 03.05.2007 № 181-З, от 27.12.2007 № 328-З, от 05.06.2008 № 375-З, от 01.12.2008 № 472-З, от 31.03.2009 № 509-З, от 02.10.2009 № 562-З, от 31.12.2009 № 602-З, от 16.03.2010 № 625-З, от 31.05.2010 № 652-З, от 08.11.2010 № 696-З, от 25.07.2011 № 39-З, от 29.11.2011 № 83-З, от 06.04.2012 № 125-З, от 04.07.2012 № 163-З, от 29.01.2013 № 235-З, от 23.07.2013 № 299-З, от 07.11.2013 № 326-З, от 06.03.2014 № 379-З).
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие Закона Тамбовской области от 06.03.2014 № 379-З "О внесении поправок к Уставу (Основному закону) Тамбовской области Российской Федерации". Текст указанного Закона размещен на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 07.03.2014 № 1474.
Установлено, что предметом регулирования Устава (Основного закона) Тамбовской области Российской Федерации является определение статуса области, основы политической и экономической системы, гарантии прав и свобод граждан, принципы формирования и полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также основы их взаимодействия, что в соответствии с подпунктом "б", "в", "е", "ж" и "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие Устава (Основного закона) Тамбовской области относится к компетенции Тамбовской областной Думы в соответствии со статьей 66 Конституции Российской Федерации.
Указанная область общественных отношений регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 12.03.2014 № 28-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 № 416-ФЗ), от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2014 № 11-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 5 Конституции Российской Федерации установлено, что области, входящие в состав Российской Федерации, имеют свой устав и законодательство.
Согласно преамбуле Федерального закона № 184-ФЗ образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 184-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено Конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему.
Законом Тамбовской области от 23.06.2006 № 51-З "О правовых актах Тамбовской области" установлено, что Устав (Основной закон) Тамбовской области является нормативно-правовым актом Тамбовской области, обладающим высшей юридической силой в системе правовых актов Тамбовской области, устанавливающим основополагающие элементы правового статуса Тамбовской области как субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Устав (Основной закон) Тамбовской области Российской Федерации принят во исполнение норм действующего законодательства, необходим и достаточен для урегулирования данных общественных отношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, в рассматриваемом нормативном правовом акте коррупциогенных факторов не выявлено.
В результате проведения правовой экспертизы установлено, что на момент принятия настоящий нормативный правовой акт соответствовал федеральному законодательству. Однако, на момент проведения правовой экспертизы установлено, что в связи с принятием и вступлением в силу с 01.04.2014 Федерального закона от 12.03.2014 № 28-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающего, в числе прочего, внесение изменений в подпункт 76 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 73 части 3 статьи 10 Устава (Основного закона) Тамбовской области Российской Федерации не соответствует действующему федеральному законодательству.
В то же время, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. В указанной связи, срок, в течение которого Тамбовская областная Дума обязана привести рассматриваемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством, на момент проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, не истек.
Форма и текст Устава (Основного закона) Тамбовской области Российской Федерации соответствуют правилам и приемам юридической техники.

Начальник
А.В.Турецких


------------------------------------------------------------------