Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2014 N А64-7443/2013 <О признании частично недействующими приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. № А64-7443/2013
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 11.02.2014 г. г. Тамбов
Арбитражный суд Тамбовской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
регионального отделения работодателей "Т", г. Тамбов
Открытого акционерного общества "Э", г. Тамбов
Открытого акционерного общества "Р", г. Тамбов
Открытого акционерного общества "А", г. Тамбов
к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области, г. Тамбов
3-и лица - Федеральная служба по тарифам, г. Москва
- Открытое акционерное общество "О", г. Тамбов
О признании недействующими приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № 47-э от 30.05.2012 г. и № 251-э от 25.12.2012 г.
при участии в заседании:
от "Т" - Д.А.В., доверенность от 30.09.2013 г.
от ОАО "Э" ("Э") - М.И.Н., доверенность от 31.12.2013 г. № <...>; Ш.А.С., доверенность № <...> от 31.12.2013 г.
от ОАО "Р" - Б.Е.В., доверенность № <...> от 07.05.2013 г.
от ОАО "А" - Б.Д.А., доверенность № <...> от 19.06.2013 г.
от заинтересованного лица - К.М.А., доверенность № <...> от 09.01.2014 г.; Б.С.В., доверенность № <...> от 09.01.2014 г.
от ФСТ - не явился, извещен
от ОАО "О" - Г.Д.Ю., доверенность от 09.01.2014 г. № <...>
установил:
Региональное отделение работодателей "Т", открытое акционерное общество "Э", открытое акционерное общество "Р", открытое акционерное общество "А" обратились в суд с заявлением о признании недействующими приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области:
№ 47-э от 30.05.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г."
№ 251-э от 25.12.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзывах № 01-41/15 от 09.01.2014 г., № 01-41/181 от 31.01.2014 г., в пояснениях и дополнениях № 01-41/80 от 20.01.2014 г.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству заинтересованного лица, представила в материалы дела письменные пояснения за № СН-13711/13 от 26.12.2013 г. (л.д. 131 - 134 т. 1).
Представитель третьего лица - ОАО "О" в судебном заседании пояснил о своей незаинтересованности в исходе дела, а в письменном отзыве от 04.02.2014 г. поддержал позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление) 30.05.2012 г. принят приказ № 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г.", который опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 08.06.2012 г. № 43(1275) (спецвыпуск).
Согласно данному приказу были установлены единые (котловые) тарифы по группам потребителей: базовые потребители; прочие потребители; население и приравненные к нему категории потребителей. В группе "прочие потребители" установлены одноставочный и двухставочный тариф в диапазонах напряжения. Двухставочный тариф включает в себя ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
С 01.01.2013 г. данный приказ утратил силу.
Управлением 25.12.2012 г. с изменениями, внесенными 08.08.2013 г. приказом № 67-э, принят приказ № 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г.", который опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 28.12.2012 г. № 108(1340) и изменения от 09.08.2013 г. № 62(1402).
В соответствии с данным приказом по группе "прочие потребители" установлены:
- одноставочный тариф с разбивкой с 01 января по 30 июня; с 01 июля по 09 августа; с 10 августа по 31 декабря; по диапазонам напряжения.
- двухставочный тариф с разбивкой с 01 января по 30 июня; с 01 июля по 09 августа; с 10 августа по 31 декабря; по диапазонам напряжения, включающий в себя ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
Заявители, ссылаясь на ст. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, п. 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 55 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 г. № 20-э/2, считают, что Управлением в оспариваемых приказах не установлены тарифы для подгруппы потребителей, имеющих опосредованное подключение к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. Это повлекло за собой для ОАО "Э" осуществление расчетов предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей, выбравших одноставочный тариф, расчетным способом путем вычитания из одноставочного тарифа стоимости услуг по передаче ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях двухставочного тарифа по уровню напряжения, что в свою очередь повлекло за собой споры между субъектами розничного рынка электрической энергии по порядку определения цены, подлежащей применению в расчетах за потребленную электроэнергию, что подтверждается судебным решением по делу № А64-1309/2013.
Для ОАО "А" и ОАО "Р" повлекло рост стоимости электроэнергии за 2012 - 2013 гг. Эти общества для минимизации своих расходов были вынуждены передать во временное владение и пользование свои кабельные линии, договор аренды имущества № 116-2013/08-061 от 01.08.2013 г. и № 6800/03966/13 от 01.06.2013 г.
Тамбовская региональная ассоциация промышленников и предпринимателей, оспаривая приказы Управления, ссылается на то, что она защищает интересы своих членов - ОАО "А" и ОАО "Р".
Оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично. При этом суд руководствовался следующим.
В соответствии с статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсюда следует, что для признания недействующим нормативного правового акта необходимо наличие двух условий:
- несоответствия оспариваемого нормативного правового акта Закону или иному нормативному правовому акту и
- нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Положения ч. 5 ст. 195 АПК РФ в взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 150 и статьей 192 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда срок действия данного нормативного правового акта истек, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 19.01.2010 г. № 12939/09, противоречащим закону может быть признан и такой нормативный правовой акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил силу, поскольку в таком случае речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшем место до признания судом этого акта противоречащим закону. Оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.
С учетом вышеизложенного, оспариваемый заявителями приказ № 47-э от 30.05.2012 г., утративший на момент рассмотрения дела свою силу, подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.
Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 06.11.2012 г. № 110 утверждено Положение об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области. В соответствии с п. 3.1.1 данного Положения на Управление возложены следующие функции: установление цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненных к нему категориям потребителей; на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:
- единые (котловые) тарифы;
- тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям.
Таким образом, принятие оспариваемых приказов входит в полномочия Управления по регулированию тарифов Тамбовской области.
В соответствии с положениями ст. 424 ГК РФ и, исходя из правовой позиции, определенной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 29.05.2007 г. № 16260/06, энергоснабжающие организации обязаны применять тариф, рассчитанный регулирующим органом, если тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
Как установлено статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.
Правительством РФ 29.12.2011 г. принято постановление № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам РФ и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее подаче по электрическим сетям.
Потребители, а также гарантирующие поставщика до 31.12.2012 г. включительно (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации), действующие в интересах потребителей самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику) в течение одного месяца со дня опубликования решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих тарифов. Указанные лица вправе выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Гарантирующие поставщики обязаны в течение 5 дней со дня получения соответствующего уведомления потребителя направить информацию о выбранном варианте тарифа в сетевую организацию, с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах данного потребителя. Гарантирующие поставщики в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные сетевыми территориальными организациями, начиная с 1 января 2013 г. применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями в соответствии с настоящим пунктом.
Расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками, действующими в интересах потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
В данном пункте также указано, что потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442);
- нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
- при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя энергетической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Таким образом, данным пунктом установлены потребители, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства и потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, установление тарифов для которых имеют различия.
Материалами дела доказано и сторонами не оспаривается факт присоединения энергопринимающих устройства ОАО "А" и ОАО "Р" опосредованно присоединены (в спорный период) к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии.
Согласно ст. 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов должен осуществляться регулирующим органом в соответствии с методическими указаниями ФСТ.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2 в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 332. Как следует из пункта 1 Методических указаний, они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Пункт 55 Методических указаний предусматривает установление регулирующим органом тарифов для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:
- в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня (абзац 2 пункта 55);
- в случае если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 п. 55):
при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца 2 п. 55 Методических указаний (абзац 4 п. 55);
при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом п. 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети (абзац 5 п. 55).
Таким образом, пунктом 55 Методических указаний установлена императивная норма, в соответствии с которой при наличии на территории субъекта РФ потребителей, имеющих опосредованное подключение к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган должен был установить тарифы для соответствующей подгруппы потребителей.
В оспариваемых приказах Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не установило тарифы на передачу электроэнергии потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям через энергетические установки производителя электроэнергии (ОАО "А" и ОАО "Р"). Данные общества были вынуждены для минимизации расходов и конкурентоспособности производимой продукции передать свои сети в аренду.
Суд пришел к выводу, что оспариваемые приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № 47-э от 30.05.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г." и № 251-э от 25.12.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." в части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии не соответствуют Федеральному закону от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 81 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2, имеющими большую юридическую силу.
Заявленные требования ОАО "А" и ОАО "Р" подлежат удовлетворению.
Требования регионального отделения работодателей "Т" ОАО "Э" удовлетворению не подлежат. Оспариваемые приказы непосредственно не затрагивают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на них незаконно какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные расходы распределяются в соответствии с статьями 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 191, 194, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
решил:
Требования открытого акционерного общества "А" и открытого акционерного общества "Р" удовлетворить.
Признать недействующими приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N№ 47-э от 30.05.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г." и № 251-э от 25.12.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." в части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу ОАО "А" судебные расходы в сумме <...> руб.
Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу ОАО "Р" судебные расходы в сумме <...> руб.
Региональному отделению работодателей "Т" и открытому акционерному обществу "Э" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга, ул. Кирова, д. 4) с подачей жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. № А64-7443/2013
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 11.02.2014 г. г. Тамбов
Арбитражный суд Тамбовской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
регионального отделения работодателей "Т", г. Тамбов
Открытого акционерного общества "Э", г. Тамбов
Открытого акционерного общества "Р", г. Тамбов
Открытого акционерного общества "А", г. Тамбов
к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области, г. Тамбов
3-и лица - Федеральная служба по тарифам, г. Москва
- Открытое акционерное общество "О", г. Тамбов
О признании недействующими приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № 47-э от 30.05.2012 г. и № 251-э от 25.12.2012 г.
при участии в заседании:
от "Т" - Д.А.В., доверенность от 30.09.2013 г.
от ОАО "Э" ("Э") - М.И.Н., доверенность от 31.12.2013 г. № <...>; Ш.А.С., доверенность № <...> от 31.12.2013 г.
от ОАО "Р" - Б.Е.В., доверенность № <...> от 07.05.2013 г.
от ОАО "А" - Б.Д.А., доверенность № <...> от 19.06.2013 г.
от заинтересованного лица - К.М.А., доверенность № <...> от 09.01.2014 г.; Б.С.В., доверенность № <...> от 09.01.2014 г.
от ФСТ - не явился, извещен
от ОАО "О" - Г.Д.Ю., доверенность от 09.01.2014 г. № <...>
установил:
Региональное отделение работодателей "Т", открытое акционерное общество "Э", открытое акционерное общество "Р", открытое акционерное общество "А" обратились в суд с заявлением о признании недействующими приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области:
№ 47-э от 30.05.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г."
№ 251-э от 25.12.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзывах № 01-41/15 от 09.01.2014 г., № 01-41/181 от 31.01.2014 г., в пояснениях и дополнениях № 01-41/80 от 20.01.2014 г.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству заинтересованного лица, представила в материалы дела письменные пояснения за № СН-13711/13 от 26.12.2013 г. (л.д. 131 - 134 т. 1).
Представитель третьего лица - ОАО "О" в судебном заседании пояснил о своей незаинтересованности в исходе дела, а в письменном отзыве от 04.02.2014 г. поддержал позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление) 30.05.2012 г. принят приказ № 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г.", который опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 08.06.2012 г. № 43(1275) (спецвыпуск).
Согласно данному приказу были установлены единые (котловые) тарифы по группам потребителей: базовые потребители; прочие потребители; население и приравненные к нему категории потребителей. В группе "прочие потребители" установлены одноставочный и двухставочный тариф в диапазонах напряжения. Двухставочный тариф включает в себя ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
С 01.01.2013 г. данный приказ утратил силу.
Управлением 25.12.2012 г. с изменениями, внесенными 08.08.2013 г. приказом № 67-э, принят приказ № 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г.", который опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 28.12.2012 г. № 108(1340) и изменения от 09.08.2013 г. № 62(1402).
В соответствии с данным приказом по группе "прочие потребители" установлены:
- одноставочный тариф с разбивкой с 01 января по 30 июня; с 01 июля по 09 августа; с 10 августа по 31 декабря; по диапазонам напряжения.
- двухставочный тариф с разбивкой с 01 января по 30 июня; с 01 июля по 09 августа; с 10 августа по 31 декабря; по диапазонам напряжения, включающий в себя ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
Заявители, ссылаясь на ст. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, п. 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 55 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 г. № 20-э/2, считают, что Управлением в оспариваемых приказах не установлены тарифы для подгруппы потребителей, имеющих опосредованное подключение к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. Это повлекло за собой для ОАО "Э" осуществление расчетов предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей, выбравших одноставочный тариф, расчетным способом путем вычитания из одноставочного тарифа стоимости услуг по передаче ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях двухставочного тарифа по уровню напряжения, что в свою очередь повлекло за собой споры между субъектами розничного рынка электрической энергии по порядку определения цены, подлежащей применению в расчетах за потребленную электроэнергию, что подтверждается судебным решением по делу № А64-1309/2013.
Для ОАО "А" и ОАО "Р" повлекло рост стоимости электроэнергии за 2012 - 2013 гг. Эти общества для минимизации своих расходов были вынуждены передать во временное владение и пользование свои кабельные линии, договор аренды имущества № 116-2013/08-061 от 01.08.2013 г. и № 6800/03966/13 от 01.06.2013 г.
Тамбовская региональная ассоциация промышленников и предпринимателей, оспаривая приказы Управления, ссылается на то, что она защищает интересы своих членов - ОАО "А" и ОАО "Р".
Оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично. При этом суд руководствовался следующим.
В соответствии с статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсюда следует, что для признания недействующим нормативного правового акта необходимо наличие двух условий:
- несоответствия оспариваемого нормативного правового акта Закону или иному нормативному правовому акту и
- нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Положения ч. 5 ст. 195 АПК РФ в взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 150 и статьей 192 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда срок действия данного нормативного правового акта истек, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 19.01.2010 г. № 12939/09, противоречащим закону может быть признан и такой нормативный правовой акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил силу, поскольку в таком случае речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшем место до признания судом этого акта противоречащим закону. Оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.
С учетом вышеизложенного, оспариваемый заявителями приказ № 47-э от 30.05.2012 г., утративший на момент рассмотрения дела свою силу, подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.
Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 06.11.2012 г. № 110 утверждено Положение об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области. В соответствии с п. 3.1.1 данного Положения на Управление возложены следующие функции: установление цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненных к нему категориям потребителей; на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:
- единые (котловые) тарифы;
- тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям.
Таким образом, принятие оспариваемых приказов входит в полномочия Управления по регулированию тарифов Тамбовской области.
В соответствии с положениями ст. 424 ГК РФ и, исходя из правовой позиции, определенной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 29.05.2007 г. № 16260/06, энергоснабжающие организации обязаны применять тариф, рассчитанный регулирующим органом, если тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
Как установлено статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.
Правительством РФ 29.12.2011 г. принято постановление № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам РФ и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее подаче по электрическим сетям.
Потребители, а также гарантирующие поставщика до 31.12.2012 г. включительно (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации), действующие в интересах потребителей самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику) в течение одного месяца со дня опубликования решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих тарифов. Указанные лица вправе выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Гарантирующие поставщики обязаны в течение 5 дней со дня получения соответствующего уведомления потребителя направить информацию о выбранном варианте тарифа в сетевую организацию, с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах данного потребителя. Гарантирующие поставщики в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные сетевыми территориальными организациями, начиная с 1 января 2013 г. применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями в соответствии с настоящим пунктом.
Расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками, действующими в интересах потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
В данном пункте также указано, что потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442);
- нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
- при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя энергетической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Таким образом, данным пунктом установлены потребители, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства и потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, установление тарифов для которых имеют различия.
Материалами дела доказано и сторонами не оспаривается факт присоединения энергопринимающих устройства ОАО "А" и ОАО "Р" опосредованно присоединены (в спорный период) к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии.
Согласно ст. 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов должен осуществляться регулирующим органом в соответствии с методическими указаниями ФСТ.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2 в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 332. Как следует из пункта 1 Методических указаний, они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Пункт 55 Методических указаний предусматривает установление регулирующим органом тарифов для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:
- в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня (абзац 2 пункта 55);
- в случае если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 п. 55):
при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца 2 п. 55 Методических указаний (абзац 4 п. 55);
при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом п. 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети (абзац 5 п. 55).
Таким образом, пунктом 55 Методических указаний установлена императивная норма, в соответствии с которой при наличии на территории субъекта РФ потребителей, имеющих опосредованное подключение к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган должен был установить тарифы для соответствующей подгруппы потребителей.
В оспариваемых приказах Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не установило тарифы на передачу электроэнергии потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям через энергетические установки производителя электроэнергии (ОАО "А" и ОАО "Р"). Данные общества были вынуждены для минимизации расходов и конкурентоспособности производимой продукции передать свои сети в аренду.
Суд пришел к выводу, что оспариваемые приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № 47-э от 30.05.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г." и № 251-э от 25.12.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." в части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии не соответствуют Федеральному закону от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 81 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2, имеющими большую юридическую силу.
Заявленные требования ОАО "А" и ОАО "Р" подлежат удовлетворению.
Требования регионального отделения работодателей "Т" ОАО "Э" удовлетворению не подлежат. Оспариваемые приказы непосредственно не затрагивают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на них незаконно какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные расходы распределяются в соответствии с статьями 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 191, 194, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
решил:
Требования открытого акционерного общества "А" и открытого акционерного общества "Р" удовлетворить.
Признать недействующими приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N№ 47-э от 30.05.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г." и № 251-э от 25.12.2012 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." в части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу ОАО "А" судебные расходы в сумме <...> руб.
Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу ОАО "Р" судебные расходы в сумме <...> руб.
Региональному отделению работодателей "Т" и открытому акционерному обществу "Э" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга, ул. Кирова, д. 4) с подачей жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.
------------------------------------------------------------------